Время в «Шуме и ярости», по выражению литературоведа Николая Анастасьева, – проклятие, которое агрессивно атакует людей, лишает их покоя и будущего.
В верности этой точки зрения мы можем убедиться, уже читая главу, датированную 2 июня 1910 года, повествование в которой представляет собой внутренний монолог Квентина Компсона. Смертоносность и всесильность времени показывает, пожалуй, даже не тот эпизод, где Квентин разбивает часы, но они продолжают идти, а случайная мысль о том, что Христос был не распят, а «стерт на нет крохотным пощелкиваньем часовых колесиков».
Первое, на что можно обратить внимание при знакомстве с романом – «вывихнутая» хронология. Участники передачи «Игра в бисер» делают два предположения по поводу функции этого приема.
Во-первых, можно сказать, что Фолкнер таким образом воспроизводит работу человеческого сознания: в акте мысли, как и в фолкнеровских главах, присутствуют настоящее (Бенджи), прошлое (Квентин) и будущее (Джейсон). А кроме того, в нас всегда одномоментно находятся воспоминания о том, что с нами когда-либо происходило. «Все было» – отмечает по этому поводу Сартр в работе, посвященной роману.
Во-вторых, задача такой композиции – создание образа большого нерасчлененного времени, являющегося врагом человека. И каждая из частей – это попытка время победить: сначала бессознательностью, потом самоубийством и т.д.
Первая попытка противостояния времени – поток сознания Бенджи. Анастасьев отмечает, что «дурак побеждает врага», но ценность этой победы сомнительна. Ведь время не существует для Бенджи как проблема. Он даже не способен осознать своей несчастности, в отличие от героя следующей главы – Квентина. Квентин слабо присутствует в настоящем. Истинное полнокровное бытие для него – это прошлое. Заново переживая все произошедшее с Кэдди, Квентин понимает, что ничего не изменить, и, видимо, это трагическое осознание приводит его к самоубийству. Герой третьей главы, Джейсон, будучи дельцом, «опорой семьи» устремляет свои помыслы в будущее, размышляя, на сколько пунктов поднимутся акции и как в очередной раз обмануть свою мать. Но и прошлое неизбежно присутствует в сознании Джейсона: он постоянно вспоминает о том, что из-за Кэдди, он не получил доходного места. В конце главы, видя, что Джейсон – несчастный, озлобленный, мучимый головными болями человек, мы понимаем, что расчетливость и жестокость – тоже не оружие в борьбе со временем. В заключительной главе, ведя речь от имени автора, Фолкнер показывает, что даже хранительница традиций аристократического юга – Дилси – не способна удержать рушащееся здание семейства Компсонов, и даже ее работоспособность и преданность не в силах справиться с могучим потоком времени.
Свежие комментарии